НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ
ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
 ГЛАВНАЯ   НАУКОЕМКИЕ ПРОЕКТЫ   СИСТЕМЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ 
СТРУКТУРОСКОП ЭЛЕКТРОМАГНИТНО-АКУСТИЧЕСКИЙ «СЭМА»

Руководитель проекта

Д.т.н., проф. В.В. Муравьев, Приборостроительный факультет, кафедра «Приборы и методы измерений, контроля, диагностики».

Назначение

Структуроскоп «СЭМА» является устройством специального назначения и предназначен для оценки механических напряжений в металлоизделиях эхо-импульсным методом в соответствии с отраслевыми стандартами и руководящими документами (например, прозвучивание тела обода железнодорожного колеса в осевое направлении поперечными ультразвуковыми волнами, поляризованными в радиальном и окружном направлении):

  • ГОСТ Р 54093-2010. Колеса железнодорожного состава. Методы определения остаточных напряжений.
  • РД 32.144-2000. Контроль неразрушающий приемочный. Колеса цельнокатаные, бандажи и оси колесных пар подвижного состава. Технические условия. – Введ. 2001-10-01.- МПС России, 2000. – 20 с.
  • СТО РЖД 1.11.002 – 2008. Контроль неразрушающий. Элементы колесных пар вагонов. Технические требования к ультразвуковому контролю. – Введ. 2009 - 07 – 01.

Принцип действия

В основу работы структуроскопа положен эхо-импульсный метод прозвучивания. Прибор использует импульсы двух сдвиговых волн плоско-поляризованных во взаимно перпендикулярных направлениях. Датчик прибора генерирует импульсы, распространяющиеся вглубь образца с поляризацией парал-лельно и перпендикулярно основной оси датчика. Импульсы, отраженные от противоположной поверхности объекта контроля регистрируются датчиком. Основным информативным параметром является время распространения сдвиговых волн по толщине объекта контроля.

Расчет значения внутренних механических напряжений производится по формуле:
P = D (t1/t2) + K,
где Р - расчетное значение напряжения [МПа];
D - пересчетный коэффициент [ГПа];
t1 - временной сдвиг между донными импульсами в регистрируемом сигнале [c];
t2 - время распространения импульсов в теле объекта контроля [c];
K - поправочный коэффициент, учитывающий акустическую анизотропию материала [МПа]

Область применения

  • для входного (приемочного) контроля железнодорожных колес;
  • для текущего контроля бывших в употреблении железнодорожных колес на предприятиях и в цехах по их ремонту;
  • на предприятиях, выпускающих железнодорожные колеса при выходном контроле.

Технические характеристики

Диапазон измерения временных интервалов, мкс от 30 до 1000
Разрешающая способность измерения временных интервалов, мкс 2
Время проведения одного измерения (без установки датчиков) не более, сек 10
Толщина контролируемого объекта, не более мм 500
Толщина контролируемого объекта, не менее мм 20
Габаритные размеры блока усилителя, коммутации, питания (УКП), не более, мм 110x315x315
Габаритные размеры блока электромагнитно-акустических преобразователей (ЭМАП), не более, мм 110x315x315
Потребляемая мощность не более, Вт 110x80x80
Масса устройства, включая ПК, не более, кг 20

Готовность к реализации

Опытный образец.

Оценочная стоимость изготовления

Стоимость договорная.

Авторский коллектив

  • Руководитель проекта д.т.н., проф. В.В. Муравьев
  • д.т.н., проф. О.В. Муравьева
  • к.т.н., доцент В.А. Стрижак
  • А.В. Пряхин
  • к.т.н., доцент Д.В. Злобин
  • к.т.н. Л.В. Волкова
  • А.Б. Ефремов

Контакты

Телефон: (3412) 77-60-55 доб. 1132

E-mail: pmkk@istu.ru.

© 2018 Отдел мультимедийных проектов